Архитектура 20 века в России

Если говорить об архитектуре 20 века в России коротко, то это господство нескольких стилей, которые сменялись один за другим под влиянием политических, экономических и социальных факторов. Помимо русской классики, основные направления в архитектуре 20 века в самом его начале — это модерн, эклектика, неоклассицизм.

Развитие промышленного капитализма, несомненно, отразилось и на архитектуре, в начале века стали появляться новые архитектурные типы сооружений — заводы и фабрики, доходные дома, банки, магазины, вокзалы, о чем свидетельствуют различные презентации, посвященные российской архитектуре 20 века.

В начале 20 века русские архитекторы решили отойти от исторических стилей прошлого, поняв, что дальнейшее следование им заведет архитектуру в тупик, что стили архитектуры 20 века должны быть иными. Начался поиск новых форм и творческих решений. На смену русской классике пришел модерн, который можно назвать господствующим стилем российской архитектуры в начале 20 века. В презентации творений знаменитого Ф.О. Шехтеля просматриваются яркие примеры архитектурных сооружений в стиле модерн . Для русского модерна типичными являются асимметричность строений, многочисленные балконы, эркеры, фасады различного характера, виражные окна, материалы отделки разной фактуры. Именно в модерне нашли свое отражение современные достижения архитектуры.

Неоклассицизм — направление, в котором продолжаются традиции классического русского стиля. На его развитие оказало влияние ослабление монархии, поражение России в войне с Японией, назревающие революционные тенденции. Основные идеи и формы неоклассицизм почерпнул из великого античного искусства Греции и Рима, традиций классической архитектуры 18 и 19 столетий.

Архитектура 20 века в России в послереволюционный период — это поиск новых архитектурных форм для новой страны. Основные стили в данный отрезок времени — рационализм и авангардизм, а позднее, в сталинский период — тоталитарная эстетика, характерной чертой которой являлись монументальные формы и жесткая стандартизация.

В послевоенные годы основной задачей было восстановление разрушенных войной городов, поэтому строительство стало главнейшим направлением народного хозяйства. Сталинскую архитектуру заменил функциональный стиль, типовое строительство, которое сохраняло свои тенденции вплоть до распада СССР. Характерными чертами архитектуры 20 века в России ближе к концу столетия можно считать заимствование западных образцов строительства, футуристические проекты, сочетание традиций прошлого с новыми идеями и формами.

Архитектура 19-20 веков в России переживала непростой период: отходящая от веяния европейской моды и вырабатывающая свой собственный стиль, она претерпевала значительные изменения, и многие зодчие нашей страны экспериментировали с формами, объемами, различными элементами.

Историки называют стиль, преобладавший в России на рубеже 19-20 веков, «псевдорусским». Столь замысловатое название появилось из-за возрождения интереса к древнерусским архитектурным элементам. Псевдорусским стиль архитектуры конца 19 — начала 20 века называют именно потому, что представление в чистом виде зодчества древнерусского времени считалось невозможным — наследие 17—18 веков изобиловало элементами античной архитектуры: греческой, византийской и пр. Именно поэтому архитектура начала 20 века в России включала в себя различные направления наряду с традиционными русскими элементами, создавая тем самым неповторимые стили.

Архитектура рубежа 19—20 веков в России в основном характеризуется русско-византийским стилем. Именно в то время русские зодчие стали применять византийские архитектурные элементы во время создания монументальных, важных зданий. Впрочем, именно из Византии пришли проекты величайших российских храмов, которые в итоге стали традиционными в нашей стране.

Большой вклад в архитектуру на рубеже 19—20 веков внес Константин Андреевич Тон. Он спроектировал Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Его основная работа протекала гораздо раньше, однако именно Тон стал основателем русско-византийского стиля, так популярного на рубеже 19—20 веков.

Архитектура начала 20 века в России также известна неорусским стилем. Он характеризуется монументальной простотой, которая присутствовала в древних новгородских и псковских памятниках. Свое основное применение данный стиль нашел в Санкт-Петербурге при возведении церковных построек.

Русская архитектура начала 20 века известна такими именами, как Владимир Покровский, Степан Кричинский, Андрей Аплаксин, Герман Гримм, Александр Лишневский, Александр Фомин, Владимир Щуко и пр.

Архитектура конца 19 — начала 20 века сделала огромный рывок и отошла от привычной монументальности, постепенно приближаясь к лаконичному модерну. В данный период был построен особняк С.П. Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве и другие шедевры мирового зодчества.

Архитекторы 20 века

На заре двадцатого столетия в России большое внимание уделялось «неорусскому стилю», который нашел выражение в церковных сооружениях Германа Гримма, Владимира Покровского и других архитекторов 19-20 века. Помимо этого направления, известные архитекторы 20 века отдавали предпочтение эклектике, модерну, неоклассицизму и другим стилям.

В стиле модерн работал Федор Шехтель, большую известность ему принес проект особняка С. П. Рябушинского, строительство которого было завершено в 1900 году. Это сооружение расположено на Малой Никитской улице в Москве. В «неорусском стиле» архитектор выполнил также Ярославский вокзал в столице и ряд других объектов.

Архитекторы 20 века в России также тяготели к неоклассицизму. В этом стиле работали многие архитекторы начала 20 века, среди них — Владимир Щуко. Его творения — доходные дома по Каменноостровскому проспекту в Петербурге, возведенные в 1910 году.

К числу известных архитекторов 20 века в России обязательно нужно отнести Ивана Фомина. В начале творческого пути он трудился в стиле модерн, а затем перешел к неоклассицизму. В стиле русского классицизма мастер построил дом-дворец Половцева в Петербурге.

Советская Россия

В послереволюционной России архитекторы 20 века находились в поиске новых форм. В авангардном стиле в этот период работал Владимир Татлин, создавший проект Башни Татлина.

В 1920-е годы в стране царил конструктивизм. Яркими его примерами являются работы архитекторов 20 века братьев Весниных. Вслед за данным направлением развитие получил рационализм. Его основоположником стал Аполлинарий Красовский.

Среди советских архитекторов 20 века особое место занимает Алексей Щусев, в числе проектов которого — Мавзолей Ленина. Направление «Сталинская архитектура» представлено произведениями Бориса Иофана, Льва Руднева и других специалистов.

Вторая половина века примечательна проектами Виктора Лагутенко, создателя первых типовых жилых зданий. В период правления Хрущева выдающимся архитектурным объектом стала Останкинская телебашня Николая Никитина.

Архитектура 20-х годов 20 века не знала кризиса, как, например, живопись того времени, хоть и развивалась в сложный период между двумя мировыми войнами. А с появившимися в то время новыми строительными технологиями и материалами практика архитектуры интенсивными темпами формировала новые стили.

Архитектуру 20-30-х годов принято считать современной. Ее главные принципы сводились к рациональности и функциональности сооружений, причем вычурность стилей 18—19 веков была недопустима. В результате главным атрибутом архитектуры 20-х годов стала простота форм и чистота цвета. Так появился авангардистский стиль — рационализм. В то же время широкую известность получило направление конструктивизма. Основным отличием между этими двумя течениями был вопрос о психологическом восприятии человеком архитектуры, на котором настаивали идеологи рационализма. Однако лидирующим и более развитым архитектурным стилем стал все же конструктивизм. Основоположниками рационализма в России стали А. К. Красовский, Н. А. Ладовский. Идеологами российского конструктивизма были братья Веснины, М. Я. Гинзбург, А. В. Щусев. Выдающимися архитекторами, завоевавшими мировое признание именно в 20-30-х годах 20 века, были Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ и В. Гропиус.

Следует отметить, что архитектура 20-х годов 20 века славится одним из своих главных достижений — решением проблемы жилья, особенно это касается домов-небоскребов, поскольку настоящий бум их строительства пришелся как раз на этот период и увенчался постройкой нескольких высотных зданий. В России же первый проект строительства небоскреба, Дворца Советов, стартовал в 1937 году, но так и не был осуществлен, поскольку был прерван начавшейся войной.

Архитектура 20-30-х годов 20 века характеризовалась отказом от старых форм и поиском новых архитектурных стилей. В это время было построено множество зданий, украшающих современные города по сей день. Итак, какие памятники архитектуры 20 века были созданы в эти годы в России? Прежде всего, это Мавзолей Ленина на Красной Площади, а также Дом Моссельпрома, здание Наркомзема, кинотетр Родина и пр.

Архитектуру Петербурга 20 века можно считать поистине произведением искусства. Непревзойденные городские ансамбли, великолепные мосты, старинные гранитные набережные создали неповторимый облик прекрасного города. Следует отдать дань лучшим архитекторам конца 19 — начала 20 века за их огромный талант и удивительную любовь к городу. Благодаря таким архитекторам, как А.Д. Захаров, К.А. Тон, К И. Росси, Г.Н. Булдаков, Санкт-Петербург известен во всем мире своими уникальными памятниками архитектуры, являющимися объектами всемирного культурного наследия.

Но все же 20 век внес в архитектуру СПб свои коррективы, поскольку Отечественная война не могла не сказаться на внешнем виде города. Разрушительная сила нанесла ущерб множеству памятников культуры, но, к счастью, работы по их защите и восстановлению были проведены слаженно. Архитекторы СПб по крупицам собирали и восстанавливали здания городских ансамблей, пострадавшие за время войны и оккупации, однако многие сооружения, скульптуры и элементы декоративного оформления были утрачены навсегда. Над послевоенным воссозданием города работали выдающиеся архитекторы 20 века — А.И. Гегелло, И.И. Фомин, В.А. Каменский, построившие временную Триумфальную арку для встречи возвращавшихся с фронта частей гарнизона и воссоздавшие иные памятники искусства; Н.В. Баранов и А.И. Наумов, разработавшие Новый Генеральный план восстановления и развития Петербурга; Е.И. Катонин, О.И. Руднев, П.С. Волков, спроектировавшие великолепные городские парки в честь одержанных во время Великой Отечественной войны побед. Благодаря труду и упорству рабочих, промышленность страны была возвращена на прежний уровень, появились новые отрасли промышленности, строительные технологии, материалы. Поэтому в период индустриального строительства задачей архитекторов СПб стала активная застройка новых территорий города, увеличившая общую площадь жилого фонда. Мастера продолжали создавать из жилых домов шедевры вплоть до конца 20 века.

Архитектура 20 века в Санкт-Петербурге — лицо нашего города, подлинно великолепное лицо. И это неудивительно, поскольку красивейшие городские ансамбли возводили лучшие архитекторы СПб конца 19 — начала 20 века.