Романский стиль

Господствовавший в западной части Старого Света в XI—XII веках архитектурный стиль принято называть романским. Впрочем, затронул он и некоторые страны на востоке Европы.

Романский стиль архитектуры, название которого переводится как «римский» (от латинского слова romanus), многое позаимствовал в римской культуре. И если делать презентацию романского стиля в архитектуре, в глаза зрителю сразу бросается величественность сооружений, их массивность. С римскими постройками их роднит строгость ордерной системы, наличие колонн, круглых арок, необычных орнаментов, бочкообразных сводов. Однако и появление специфических деталей выделило романскую архитектуру Европы как отдельный феномен.

Черты романской архитектуры формировались с развитием идеологии католической церкви, укрепления феодальных отношений. Можно выделить такие характеристики сооружений того времени:

  • ясный архитектурный силуэт;
  • лаконичность внешней отделки;
  • гармония с окружающей средой;
  • прочность, основательность здания;
  • наличие массивных стен с оборонительным значением, из-за которого проемы окон были небольшими, а порталы — ступенчато-углубленными;
  • основной элемент композиции — донжон;
  • замена перекрытий сводчатыми конструкциями различных форм.

В период существования романской архитектуры основными объектами являлись замки, крепости, монастырские комплексы. И если говорить о сооружениях, олицетворяющих романский стиль в архитектуре, нельзя не упомянуть Либмургский собор в Германии, Пизанский собор в Италии, Кафедральный собор Лиссабона. Среди знаковых сооружений романской архитектуры значатся и Приорат Серрабоны во Франции, немецкое аббатство Мария Лаах и многие другие.

Романская архитектура предполагала использование в качестве основных материалов известняка, мрамора, гранита, кирпича. Камни обязательно скреплялись раствором, что тоже является характерным для этого стиля. Материал не всегда подгонялся по размерам, обработка проводилась с лицевой стороны. На первом плане была практичность, простота и рациональность.

Соборы в романской архитектуре впечатляют своей монументальностью, но в каждой стране стиль имел особенности. К примеру, замки в Германии отличаются внешне от французских построек этого периода. Для романского стиля архитектуры характерна зависимость от национальных, политических и географических параметров. И, безусловно, глубокая теологичность. Именно благодаря своей основательности и тяжеловесности многие постройки романского периода хорошо сохранились до нашего времени.

Считается, что именно в романском стиле впервые появились витражи. На смену этой эпохе в тринадцатом столетии пришла готическая архитектура.

 

Условно архитектуру Средневековья можно разделить на два стиля: романский и готический. Романский стиль развивался в 11-12 веках и одновременно находил отражение в архитектуре Франции, Англии, Германии и Италии. Массивные стены, колонны, арки, непропорционально узкие проемы окон — это и есть романская архитектура Средневековья. Толщина стен и величественность сооружений в романской архитектуре Франции является не только стилевой задумкой, но и несет оборонительную функцию: эти строения позволяли мирному населению укрываться внутри во время войн между феодалами.


В 13-15 веке романский стиль в архитектуре Средневековья перешел на следующую стадию развития. Период готической архитектуры является заключительным периодом развития архитектуры Средневековья. В отличие от романской, готическая архитектура представляет собой более простые сооружения, отличающиеся легкостью и воздушностью. Если в романском стиле окна были узкие и вытянутые, то в готическом они могли занимать практически всю стену. Также особенностью готического стиля является ажурное декорирование в украшении оконных проемов и различных поверхностей.


Романский и готические стили предопределили развитие западно-европейской архитектуры. Сегодня же архитектурные традиции Средневековья во многих странах проявляются по-разному и все больше наполняются местным колоритом.